Разве Коржибски до сих пор релевантен?
Мой коллега увидел новую книгу на моём столе – ·Alfred Korzybski: Collected Writings· ⁅·Альфред Коржибски: Собрание письменных трудов·⁆, ·1920–1950·.[1]
«Коржибски? Это до сих пор релевантно?», – спросил он.
Я знал, что он говорил это в шутку. Он знал, что я преподавал Общую семантику больше тридцати лет, и что не назвал бы работу Коржибски не релевантной.
Его вопрос заставил меня задуматься. Почему работа Коржибски остаётся релевантной через почти шестьдесят лет после издания ·Науки и здравомыслия·?[2]
Толстый том ·Наука и здравомыслие· опубликовал в 1933 году независимый и малоизвестный автор без «надлежащих» академических квалификаций. Эта книга не вписывалась в удобоваримые для научного сообщества категории, – не совсем философия, не совсем лингвистика или психология, или логика, или неврология, или математика – но включала заимствования из всех этих областей знаний и многих других. Многие не считали нужным её читать. Некоторые из тех, кто её прочёл, не нашли ничего нового.
Каким-то образом эта книга вдохновила множество популязированных вариантов, более ста пятидесяти докторских диссертаций, два периодических научных журнала, а также множество университетских и школьных курсов, международных конференций и семинаров.
Его работа видится не менее релевантной, чем в 1933 году, а в некоторых отношениях, она сильнее резонирует с нынешними тенденциями времени.
Почему?
Мой ответ включает и зависит от моих интересов, опыта и интерпретаций. (Составителя карты не отделить от карты.) Другие люди, без сомнений, выделят другие причины.
···· Общая семантика как система ····
Коржибски не пытался дать ответы на вечные вопросы. Он представил открытую металингвистическую ·систему· для поиска ответов с учётом природы языка и критической роли человеческой нервной системы.
Под системой я имею в виду собрание взаимоотнесённых элементов. Многие, или даже большинство, элементов, которые Коржибски задействовал, не отличались новизной. Многие из них, помимо самой системы, казались простыми, тривиальными и адекватными принятому здравому смыслу. Только когда мы видим взаимоотношения элементов, мы начинаем понимать потенциал и оригинальность этой системы.
Коржибски поставил человека в центр своей системы. Он рассматривал математику, науку или искусство как функции уникальной нервной системы человека. Он настаивал на включении человека в каждое уравнение. Он признавал значительность роли языка в процессе время-связывания – процессе, который отличает человека от животного. Он считал само-рефлексивный язык результатом само-рефлексивной нервной системы человека.
Люди не только знают о своей среде, но также знают о том, что знают. Люди могут задуматься о том, как они думают, оценивать свои оценки. Языки тоже обладают этой само-рефлексивной характеристикой. Они позволяют нам говорить о разговорах, высказываться о высказываниях, писать книги о написании книг и т. д.
Коржибски утверждал, что некоторые реакции второго порядка (мышление о мышлении, обобщение обобщений, оценка оценок и т. д.) представляют полезное применение само-рефлексивности. Другие (волнение от волнения, страх страха, убеждённость в убеждении, и т. д.) представляют вредоносные семантические реакции. Он разработал ·систему· применения само-рефлексивности с целью извлечения пользы, с помощью таких инструментов как структурный дифференциал, экстенсиональные приёмы, осознанность абстрагирования, учёт уровней абстрагирования, и прочие формулировки.
Другие методы обращают внимание на двузначность или «всеобъемлемость» высказываний, на то, что заключения считают фактами, на чрезмерные обобщения, на многопорядковые термины, на высказывания, не обособленные временем, на сильно упрощённые высказывания о причинно-следственных связях и т. д. Эти методы позволяют нам следить за тем, что мы впускаем и что выдаём, – будь то письмо, слушание, чтение или критический разговор с самими собой – что мы обычно называем «мышлением». Этими инструментами мы можем пользоваться независимо от порядка абстракции или источника высказывания.
Коржибски проявлял куда меньший интерес к «абстрактности» языка, нежели к ·процессу· абстрагирования человеческой нервной системой. В его системе, как в теории относительности, уделялось особое внимание наблюдателю, человеческому фактору, который часто теряется в рассматриваемой теме и попытках достичь «объективности».
···· Осознанность абстрагирования ····
Осознанность процесса абстрагирования, при должной практике и усвоении, может привести к существенным переменам в перспективе. Мы начинаем осознавать «реальности», которые принимали как данное, в значительной степени своими собственными творениями. Мы получаем возможность творить их по новой. Перемены, которые могли казаться невозможными, иной раз становятся элементарными.
Часто мы принимаем некоторые предположения как «данное» и работаем в такой системе. Общая семантика предоставляет инструменты для эффективного применения само-рефлексивности и позволяет подвергать наши предположения сомнениям и преодолевать их.
В этом небольшом высказывании я обозначил некоторые характеристики системы Коржибски, которые, как я считаю, делают её уникальной и релевантной сегодня. В процессуальном мире нам стоит ожидать перемен, но основная структура системы, как мне кажется, не скоро утратит релевантность.