Время-связывание, извлечение огня

Материал из Время-связующие,.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Джеймс Д. Френч


Возможно, мы знали об огне ещё до того, как назвали себя людьми. Мы пользовались огнём в охоте на животных и приготовлении пищи 500.000 лет назад, в плейстоценовый период. Однако, когда и как в точности ·homo erectus· открыл огонь, остаётся неизвестным; мы можем позволить себе лишь некоторые теории. Возможно, человек ударил по куску кремния, и полетевшие с него искры, попав на сухую траву или хворост, подожгли их. Не стоит также исключать, что произошёл лесной пожар от удара молнии в дерево, и человек принёс огонь к себе в пещеру на ветке.


···· Из поколения в поколение ····


Поколения людей, родившихся после этого великого открытия, получили знания об огне от своих родителей. Человек согласно своей природе передаёт информацию из поколения в поколение, накапливает и развивает достижения прошлых поколений со временем, и не возвращается к прежним временам, когда огонь ещё не открыли. Каждое поколение пополняло знания об огне, и к неолиту, люди научились извлекать огонь по желанию с помощью различных приспособлений.



В 1669 году открыли фосфор – смертельно опасный яд и ингредиент для изготовления современных спичек. Англичанин по имени Джон Уокер внёс вклад в это открытие, когда в 1827 году изобрёл спичку, которая воспламеняется посредством трения о любую поверхность – серную спичку. В 1855 году изобрели так называемую безопасную спичку, которая зажигается трением только о красный фосфор. Современные, не-ядовитые фосфорные спички выпустила компания Diamond Match Company в 1911 году; их изготовили на основе французского патента.


Каким бы странным это ни показалось, даже такое простое действие как чирканье спичкой мы не совершаем в полной независимости; мы делаем это в результате усилий многих поколений на протяжении долгого времени.


Десять лет спустя после появления современной спички, Альфред Коржибски сформулировал новую теорию человеческого существования, основанную на взаимозависимости поколений. Он увидел – как увидели мы в истории отношений человека с огнём – связи между поколениями, необходимые для развития человеческой культуры. Словами[1] А. Линкольна:



⬩«⬩
Рыбы, птицы, звери и насекомые не работают, а лишь питаются и живут. Бобры строят себе жилища сегодня не лучше, чем они их строили пять тысяч лет назад. Муравьи и пчёлы заготавливают пищу на зиму, и делают это так же, как они это делали, когда царь Соломон приводил их лентяям в пример трудолюбия. Не один человек, среди животных, занимается ремеслом, но только человек умеет развивать свои ремёсла.
⬩»⬩


···· Классы жизни ····


Коржибски назвал свою теорию «время-связывание».[2] Он разделил жизнь на три класса: растения, животные и человек; каждый класс отличается от других функцией.


Растения вбирают энергию из солнца и атмосферы, и переводят её в химические элементы и соединения через процесс фотосинтеза. Химикаты высвобождаются обратно в атмосферу или удерживаются, после чего питают рост тканей растения; поэтому растения мы относим к ·химио-связующему· классу жизни.


Животные вбирают запасы энергии из растений, других животных и атмосферы, и пользуются ей для перемещения. Животных мы относим к ·пространство-связующему· классу жизни, потому что, в отличие от растений, они могут свободно передвигаться по земному или морскому пространству в поисках пищи (энергии).


Человек пользуется запасами энергии и способностью передвигаться в пространстве, чтобы находить и развивать информацию и знания. Эти человеческие знания пребывают в мыслях индивидуумов, в книгах и других носителях информации, и передаются при помощи языка. Этот процесс позволяет создавать новые источники энергии. Например, прикладные знания о культивации растений позволяют произвести больше энергии в форме пищи, чем удалось бы без этого процесса. Хранение информации и знаний позволяет передавать достижения одного поколения другому, которое, в свою очередь, добавляет к ним свои достижения и передаёт их уже своим потомкам, и так далее, как с огнём.


Таким образом, человеческий род располагает большей степенью независимости, чем любое животное. Представьте себе, сколько бы людей не жило сегодня в отсутствие знаний, например, в области медицины, которые мы получили от прошлых поколений. Мы не только зависим от людей, живущих сегодня, но и от бесчисленного множества индивидуумов прошлых времён. Будущие поколения, в свою очередь, зависят от нас. Учитывая такую уникальную способность, с которой мы идём по времени, мы относим себя ко ·время-связующему классу жизни·.


···· Время-связывание ····


Время-связующий человек отличается от животных не типом, а измерением, примерно так же как куб отличается от квадрата. Благодаря нашей способности пользоваться измерением времени, мы достигли уровня существования, непостижимого для зверей. Мы не исключаем, что животные тоже обладают некоторой способностью связывать время, но они, по-видимому, не могут делать это в масштабах, близких человеческим. Если бы у нас каким-то образом отняли всё, что мы создали за время своего существования, – искусство, промышленность, язык, философию, религию, науку и т. д. – тот, кто смог бы взглянуть на нас со стороны, не отличил бы наше поведение от поведения зверей. В значительной степени время-связывание ·очеловечивает· человека.


В теории Коржибски подразумеваются важные последствия для общества. Подумайте о вопросе приоритета эгоизма и альтруизма. У животных, по-видимому, эгоизм стоит в более высоком приоритете. Как сказал Герберт Спенсер:


⬩«⬩
Зверю, прежде чем что-то сделать, приходится выживать.
⬩»⬩


Однако, так ли обстоят дела у время-связующего класса жизни?


Коржибски считал, что нет. Благодаря время-связующей способности, человеку не приходится искать пищу или убежище, потому что он может создавать их сам. Поэтому мы прежде что-то делаем (пользуясь время-связыванием), ·чтобы· выжить. В противном случае, – если бы мы руководствовались только точкой зрения на человека как на животное – темпы время-связывания снизились бы до такой степени, что девяносто процентов населения умерло бы от одного только голода. Человек человеку не всегда волк; мы можем вести себя по-другому.


Общество, которое внедрит эту теорию, получит шанс выстроить надёжный фундамент для этического поведения, основанного на проверяемых фактах человеческой взаимозависимости во времени и в пространстве. Если эту теорию должным образом преподавать в школах, культура преобразится во что-то совсем иное. Время-связывание видится совместимым с крупными религиями и с наукой, и может послужить основанием для новой этики.



Будущее во многом зависит как от того, что мы есть, так и от того, что мы думаем мы есть. Мы – время-связующий класс жизни.[3]


Сноски

  1. Цитировано в ·Man and His Affairs·, автор В. Н. Поляков (Baltimore, MD, Williams & Wilkins Co., 1925) 61–62.
  2. К. Кайзер, Конецепция человека Коржибски, ·Зрелость человечности·, автор А. Коржибски (E. P. Dutton & Co., 1921; 2-е издание 1950, Englewood, NJ, Institute of General Semantics).
  3. Там же., 314; также см. с. 305-307.